План

мероприятий по организации деятельности

научного общества учащихся

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

1

2

3

4

1

Разработка пакета нормативных документов об исследовательской работе учащихся и педагогов

август

Методист методкабинета Управления образования

Руководитель ГМО начальных классов

2

Обсуждение проблемы работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности

сентябрь

Научно-методический совет

3

Разработка программ спецкурсов с учетом индивидуальных способностей детей

сентябрь

Преподаватели,

Зам. директора по НМР

6

Обеспечение исследовательской деятельности учащихся

сентябрь

Зам. директора по НМР в образовательных учреждениях города

Проведение научно-методического совета

октябрь

Руководитель ГМО начальных классов

Проведение олимпиад

Ноябрь-декабрь

Методист методкабинета Управления образования

Руководители ГМО

Семинар по теме «Исследовательская деятельность учащихся»

январь

Методист методкабинета Управления образования

Проведение научно-методического совета

январь

Руководитель ГМО начальных классов

Начало оформления работ. требования к оформлению исследовательских работ.

Индивидуальные консультации.

январь-февраль

методист

руководитель ГМО

Проведение научно-практической конференции

апрель

руководитель ГМО, методсовет

7

Привлечение родителей для оказания помощи детям в исследовательской работе, в подготовке детей к участию в конкурсах, олимпиадах.

в течение учебного года

Учителя начальных классов

8

Информирование родителей, уч-ся, членов НОУ по вопросам показателей достижений, развития способностей

постоянно

Учителя начальных классов

План работы

научного общества учащихся

Цели НОУ:

1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.

2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.

3. Развитие личности, способной к самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, содействие в профессиональной ориентации.

4. Формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской работы.

5. Развитие исследовательской компетенции учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

Место проведения

1

2

3

4

5

1

Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.

Формирование Совета НОУ

Сентябрь

зам. директора по НМР

или

зам. директора по УВР

ОУ города

2

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации

Сентябрь

Руководители секций НОУ

ОУ города

3

Теоретические занятия по курсу ”Библиотечно-информационная культура”

Сентябрь

учителя

Библиотеки ОУ города

4

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

Октябрь

учителя

ОУ города

5

Овладение навыками работы на компьютере

В течение учебного года

Преподаватель информатики

Компьютерный класс

6

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации. Работа в библиотеках, в архивах

Ноябрь

Руководители НОУ

Библиотека, музеи, интернет

7

Практические занятия “Требования к исследовательской работе”

Индивидуальные консультации

Декабрь

руководители секций НОУ

ОУ города

8

Начало оформления работ. Практическое занятие. требования к оформлению исследовательских работ.

Индивидуальные консультации

Январь-февраль

руководители секций НОУ

ОУ города

9

практическое занятие “Оформление тезисов работ”. Завершение исследовательских работ.

Рецензирование работ руководителями

Февраль-март

руководители секций НОУ

ОУ города

10

Школьная научно-практическая конференция

Март

Зам. директора по научной работе

ОУ города

11

Участие в муниципальном конкурсе исследовательских работ учащихся и других конкурсах

Апрель

руководители НОУ,

МОУ ВЛ

12

Оформление электронного “Сборника исследовательских работ учащихся”.

Заседание Совета НОУ, поведение итогов.

Апрель

руководитель ГМО

Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень знания.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в школе, в городе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый их которых выполняет определенную функцию.

Этап 1. Является самым сложным:

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне ученик – ученик, ученик – учитель и т.д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т.д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.

Этап 2. Выбор тем, определение проблем, постановка задач, определение научных результатов.

Этап 3. Индивидуальная работа педагогов с учащимися-исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей.

Этап 4. Оформление обучающимися выполненных исследований. Рецензии научных руководителей.

Этап 5. Итог исследовательской работы – ежегодная научно-практическая конференция в городе, в работе которой принимают участие юные исследователи, родители обучающихся. По результатам работ, представленных на секциях, Экспертный совет подводит итоги работ конференции, определяет победителей, награждает победителей грамотами и участников — сертификатами, выступивших с защитой работ.

Положение

об ученической научно-исследовательской работе

В соответствии с Положением о муниципальной научно-практической конференции ученические научно-исследовательские работы преследует следующие цели:

— Развитие творческих способностей школьников, выработка исследовательских навыков; самопроверка учащимися своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей деятельности;

— Самовоспитание у учащихся целеустремленности и системности в учебной настоящей и предстоящей деятельности; выявление способных школьников и обеспечение реализации их творческих возможностей.

1. Общая характеристика

1.1. Ученическая научно-исследовательская работа – это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная под руководством педагога или научного работника.

1.2. Научная новизна ученических научно-исследовательских работ характеризуется получением новых знаний о человеке, обществе, природе и технике, расширением и углублением этих знаний, оригинальностью способов исследования и обоснования известных положений.

1.3. Практическая значимость ученических научно-исследовательских работ означает актуальность, полезность и реальную возможность применения результатов исследования на практике

1.4. Исследовательский характер ученических научно-исследовательских работ определяется применением при их выполнении общенаучных и специальных лабораторных, полевых, натуральных, социологических, активных и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей ученических научно-исследовательских работ.

2. Рабочая программа ученических научно-исследовательских работ.

2.1. Ученическая научно-исследовательская работа выполняется по разработанной её руководителем, рассмотренной предметным методическим объединением и утвержденной зам. директора по УМР рабочей программе.

2.2. Рабочая программа состоит из следующих разделов:

а) состояние проблемы и актуальность темы исследования

б) цель, задачи и методы исследования

в) этапы исследования

г) ожидаемые результаты исследования.

2.3. В разделе “Состояние проблемы и актуальность темы исследования” дается краткая характеристика достигнутых результатов и новых стоящих задач при решении данной проблемы, обосновывается практическая необходимость её дальнейшего исследования.

2.4. В разделе “Цель, задачи и методы исследования” ставится общая цель ученической научно-исследовательской работы, формируются задачи, решаемые на пути достижения поставленной цели, показываются общие и предметные методы планируемых исследований

2.5. В разделе “Этапы исследования” приводятся названия и содержание перечисляемых этапов, сроки проведения исследований и их исполнители.

2.6. В разделе “Ожидаемые результаты исследования показывается их возможная новизна, практическая значимость и предполагается эффективность, а также определяется примерный состав и содержание предстоящего отчета об ученической научно-исследовательской работе.

3. Организация выполнения ученической научно-исследовательской работы.

3.1. Выполнение всех ученических научно-исследовательских работ, как правило, подразделяется на три стадии: подготовительную, основную и заключительную.

3.2. На подготовительной стадии осуществляется:

а) продолжение и завершение изучения состояния исследуемой проблемы, начатого при составлении рабочей программы

б) сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований

в) овладение методами исследований.

На второй (основной) стадии выполняются:

а) лабораторные исследования, экспериментальные работы, расчеты, работа в архивах и т. д.

б) обработка полученной информации, её анализ, выявление нового и т. д.

На заключительной стадии осуществляется:

а) подведение общих итогов исследования

б) определение научной новизны и практической значимости полученных результатов ученической научно-исследовательской работы

в) разработка рекомендаций по использованию результатов ученической научно-исследовательской работы

г) составление, оформление и представление отчёта об ученической научно-исследовательской работе на МО.

4. Результаты ученической научно-исследовательской работы.

4.1. Результаты законченных ученической научно-исследовательской работы представляются в установленные планом сроки в виде: а) технической документации программы для ЭВМ с приложением пояснительной записки;

б) реферата по теме ученической научно-исследовательской работе с приложением демонстрационных, графических и др. материалов.

4.2. Отчет об ученической научно-исследовательской работе, пояснительная записка или реферат по теме исследования, состоят из введения, основной части, заключения, списка первоисточников, приложений.

4.3. В введении указывается актуальность темы, цель, задачи, основной методический подход к исследованию, полученные результаты и их предназначение.

4.4. В основной части со ссылкой на первоисточники раскрываются: содержание и методы исследования с аргументацией и логическим доказательством полученных результатов.



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все