Использование сюжетно-ролевых игр как средство повышения духовно-нравственного воспитан
Использование сюжетно-ролевых игр как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся.
Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы сотрудничества, содружества и общения между людьми. Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот, «…происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы».
Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения школьников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является первая ступень школы, поскольку именно в этот период ученики легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Характер воздействия на детей должен соответствовать их психологическим особенностям: образному мышлению, поведению, расположенности к игровой деятельности. Учитывая такие возрастные особенности младшего школьника, как большая эмоциональность, впечатлительность, непоседливость, повышенная двигательная активность, можно сказать, что наилучшим способом организации обучения умениям и навыкам общения является сюжетно-ролевая игра.
Поэтому на занятиях кружка «Путешествие в страну этики и этикета» я пыталась через ролевые игры создать условия для становления у детей осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. В этом процессе важно стимулировать рефлексию, что и происходит в процессе игр.
На каждом занятии я старалась:
— знакомить с правилами этикета;
— формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
— учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
— научить относиться к окружающим с заботой и терпением;
— воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
— формировать любовь к природе, к родному краю.
В течение занятий ребенок должен попробовать все «роли» в игре. «Роль» становится для ребенка его новой позицией в жизни.
Установлены следующие разновидности ролей:
— роль конкретного взрослого;
— роль профессии обобщенного типа;
-роль детей;
— этнографические роли;
-семейные роли;
— роли сказочного, карнавального характера.
Смена ролей в игре есть смена мотивов.
Другой компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует, как требуют правила. Младшие школьники очень придирчиво относятся к их выполнению.
Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – последовательность и связь изображаемых событий. К наиболее распространенным сюжетам игр детей младшего школьного возраста можно отнести:
— созидательные сюжеты;
— сюжеты поиска и открытия;
— сюжеты, связанные с романтикой профессий;
— военные и военизированные сюжеты;
— сказочные сюжеты;
— фантастические сюжеты по мотивам книг.
Педагоги и психологи отмечают, что современные дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано, по-видимому, с тем, что дети отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают их деятельность, плохо знакомы с их отношениями.
Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.
Функции сюжетно-ролевых игр.
Мотивационно-побудительная – вызывает потребность в общении.
Обучающая — ролевая игра – это упражнения для овладения навыками и умениями диалогической речи.
Воспитательная — в ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, готовность ребенка включаться в разные видя деятельности.
Ориентирующую – ориентирует на планирование собственного речевого поведения, давать объективную оценку поступкам других.
Компенсаторная – обеспечивает осуществление желаний ребенка.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры.
Педагог должен играть вместе с детьми.
Педагог должен играть вместе с детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
Педагогу необходимо при формировании игровых умений, одновременно ориентировать ребенка как на осуществления игрового действия, так и на пояснения его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
Значение сюжетно-ролевых игр.
Позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности в которую они вводятся.
Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения.
Совершенствуются личные качества и навыки.
Способствуют созданию сознательной дисциплины, т.к. необходимо проявлять упорство в доведении своего задания и роли до конца согласно правилам, а то можно проиграть.
Банк сюжетно-ролевых игр.
Название |
Цель |
Подарки |
Развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению. |
Гости |
Формировать умение согласовывать свои желания с товарищами по общению |
На балу у короля |
Развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения. |
Кто красивей всех на свете? |
Учить оценивать критически себя и других. |
Детектив |
Учить внимательно относиться к своим товарищам. |
Школа доверия |
Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. |
Скульпторы |
Развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнерам по общению. |
Ищем клад |
Формировать умения применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач. |
Игра с масками |
Развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. |
Учитывая многовековой опыт игрового обучения, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности, но и условием сохранения культуры общения.
Литература.
А.А. Максимова «Учим общаться детей 6-10 лет». Творческий центр «Сфера», Москва,2005г.
С.О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками». Гуманитарный издательский центр, Москва, 2000г.
Т.А. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет». Творческий центр «Сфера», Москва,2010г.