Учебные материалы
  • Home
  • /
  • 2 курс

Использование сюжетно-ролевых игр как средство повышения духовно-нравственного воспитан

Использование сюжетно-ролевых игр как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся.

Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы сотрудничества, содружества и общения между людьми. Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот, «…происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы».

Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения школьников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является первая ступень школы, поскольку именно в этот период ученики легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Характер воздействия на детей должен соответствовать их психологическим особенностям: образному мышлению, поведению, расположенности к игровой деятельности. Учитывая такие возрастные особенности младшего школьника, как большая эмоциональность, впечатлительность, непоседливость, повышенная двигательная активность, можно сказать, что наилучшим способом организации обучения умениям и навыкам общения является сюжетно-ролевая игра.

Поэтому на занятиях кружка «Путешествие в страну этики и этикета» я пыталась через ролевые игры создать условия для становления у детей осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. В этом процессе важно стимулировать рефлексию, что и происходит в процессе игр.

На каждом занятии я старалась:

— знакомить с правилами этикета;

— формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

— учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

— научить относиться к окружающим с заботой и терпением;

— воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

— формировать любовь к природе, к родному краю.

В течение занятий ребенок должен попробовать все «роли» в игре. «Роль» становится для ребенка его новой позицией в жизни.

Установлены следующие разновидности ролей:

— роль конкретного взрослого;

— роль профессии обобщенного типа;

-роль детей;

— этнографические роли;

-семейные роли;

— роли сказочного, карнавального характера.

Смена ролей в игре есть смена мотивов.

Другой компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует, как требуют правила. Младшие школьники очень придирчиво относятся к их выполнению.

Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – последовательность и связь изображаемых событий. К наиболее распространенным сюжетам игр детей младшего школьного возраста можно отнести:

— созидательные сюжеты;

— сюжеты поиска и открытия;

— сюжеты, связанные с романтикой профессий;

— военные и военизированные сюжеты;

— сказочные сюжеты;

— фантастические сюжеты по мотивам книг.

Педагоги и психологи отмечают, что современные дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано, по-видимому, с тем, что дети отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают их деятельность, плохо знакомы с их отношениями.

Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Функции сюжетно-ролевых игр.

Мотивационно-побудительная – вызывает потребность в общении.

Обучающая — ролевая игра – это упражнения для овладения навыками и умениями диалогической речи.

Воспитательная — в ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, готовность ребенка включаться в разные видя деятельности.

Ориентирующую – ориентирует на планирование собственного речевого поведения, давать объективную оценку поступкам других.

Компенсаторная – обеспечивает осуществление желаний ребенка.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры.

Педагог должен играть вместе с детьми.

Педагог должен играть вместе с детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

Педагогу необходимо при формировании игровых умений, одновременно ориентировать ребенка как на осуществления игрового действия, так и на пояснения его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.

Значение сюжетно-ролевых игр.

Позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности в которую они вводятся.

Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения.

Совершенствуются личные качества и навыки.

Способствуют созданию сознательной дисциплины, т.к. необходимо проявлять упорство в доведении своего задания и роли до конца согласно правилам, а то можно проиграть.

Банк сюжетно-ролевых игр.

Название

Цель

Подарки

Развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

Гости

Формировать умение согласовывать свои желания с товарищами по общению

На балу у короля

Развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения.

Кто красивей всех на свете?

Учить оценивать критически себя и других.

Детектив

Учить внимательно относиться к своим товарищам.

Школа доверия

Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Скульпторы

Развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнерам по общению.

Ищем клад

Формировать умения применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Игра с масками

Развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Учитывая многовековой опыт игрового обучения, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности, но и условием сохранения культуры общения.

Литература.

А.А. Максимова «Учим общаться детей 6-10 лет». Творческий центр «Сфера», Москва,2005г.

С.О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками». Гуманитарный издательский центр, Москва, 2000г.

Т.А. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет». Творческий центр «Сфера», Москва,2010г.

Posted on 21 марта 2014 by admin. This entry was posted in 2 курс. Bookmark the permalink.
Использование старинных задач для развития интереса к математике
Использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

    Search

    Recent Posts

    • Сценарий праздника посвященного 8 Марта_18831
    • Сценарий праздника посвященного 8 марта_19552
    • Сценарий праздника посвященного 8 Марта Милая мамочка
    • Сценарий праздника посвященного 8 Марта
    • Сценарий праздника посвящённого Дню матери_18728

    Archives

    • Март 2014

    Meta

    • Войти

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика
Powered by