Учебные материалы
  • Home
  • /
  • Разные материалы

Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Балакшина Лидия Геннадьевна, учитель начальных классов

Кириченко Наталья Михайловна, учитель начальных классов

“Учение без размышлений – тщетный труд; Размышления без учения – пагубны”. Конфуций

Введение.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей — ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное — исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Мы говорим о творческой исследовательской деятельности обучающегося, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков, что, как показывает исследование, эффективно реализуется в процессе творческой учебно-исследовательской деятельности в лицее.

Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Наш лицей создаёт условия для максимальной реализации способностей и возможностей, помогает ребёнку в интеллектуальном и личностном росте.

Своеобразным толчком, побуждающим нас заняться исследовательской деятельностью с учениками начальных классов, послужила программа “Intel” — “Обучение для будущего”, то есть возможность создания компьютерных презентаций, как уроков, так и исследовательской деятельности младших школьников. Окончив курсы на базе лицея, мы пришли к выводу: “А почему бы и нам не попробовать реализовать полученные знания на практике?”. Концепция научно-исследовательской деятельности лицея предусматривается в 8 – 11 классах, где каждый ученик должен заниматься исследовательской деятельностью. Но начальная школа не ставила перед собой этих задач. Десять лет назад, впервые, решили организовать научно-практическую школьную конференцию для младших школьников. В 2004 г. количество участников школьной НПК в начальных классах составляло 8 учеников 3 – 4 классов, в 2005 г. – 18 учеников. А в 2006, 2007 г.г. – 28 и 33 участника соответственно. Таким образом, на гистограмме видна положительная динамика роста количества участников школьной НПК. С 2006 года наши лицеисты принимают участие в городских научно-исследовательских конференциях учащихся начальной школы «Первые шаги в науку». А в 2008 году впервые приняли участие в российском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» . Где 10 обучающихся лицея прошли во второй региональный тур конкурса и по итогам этого конкурса наше образовательное учреждение было признано лучшим. Это говорит о возрастающей мотивации к исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Конечно, у педагога, ребёнка и родителей должен быть навык и возможность выполнять работу при помощи компьютера. Под руководством своих учителей ребята занимались учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода. А учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников, как показывает опыт, не возникает сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд:

готовность учащихся к этому виду работы;

желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию — руководителя учебно-исследовательской деятельности младшего школьника.

Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:

принцип доступности;

принцип поуровневости;

принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста лицеиста.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы гимназии: администрации, педагогического коллектива, родителей гимназистов, конечно, самих лицеистов. При этом «уровень лицеиста» учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:

Умение работать с информацией.

Опыт целеполагания.

Ребёнок приобрёл опыт планирования.

Расширение кругозора.

Развитие мышления.

Развитие эмоциональной сферы.

Опыт публичного выступления.

Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с первого класса. С первоклассниками и второклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А третьеклассники и четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках природоведения, истории, литературы и др. А протяжённые во времени – на внеурочных занятиях “Введение в исследовательскую деятельность”. Предлагаем примерную программу данного курса.

Программа курса для 2 — 4 классов “Введение в исследовательскую деятельность”

Пояснительная записка

Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

постановка проблемы, формулирование темы;

целеполагание, выдвижение гипотез;

ознакомление с литературой по данной проблематике;

овладение методами исследования;

сбор собственного материала, его анализ;

обобщение, выводы;

защита работы.

Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году – 17.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

игры;

мини-исследования;

работа в библиотеке с каталогами;

интеллектуальные головоломки;

практические занятия;

работа в компьютерном классе;

дискуссии;

беседы.

Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи.

Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

Обучить основам оформления работ.

Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

2 класс

слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

вести рассказ от начала до конца;

творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

3 класс

наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

пересказывать подробно и выборочно;

выделять главную мысль на основе анализа текста;

делать выводы из фактов, совокупности фактов;

выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

4 класс

переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

систематизировать учебный план;

пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

высказывать содержательно свою мысль, идею;

формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

 

Заключение

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности лицеиста к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учащимися собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

Нам хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяем вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.

Список литературы

Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. — 144 с.

Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. — № 18. – С. 68-74.

Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. — № 6. – С. 54-63.

Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14.

Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. — № 7. – С. 41-44.

Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: — ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. — № 1. – С. 30-33.

Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. — № 4. – С. 144-148.

Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. — № 6. – С. 23-58.

Posted on 21 марта 2014 by admin. This entry was posted in Разные материалы. Bookmark the permalink.
Исследовательская деятельность младших школьников как путь к компетентностному образова
Исследовательская деятельность младших школьников_61562

    Search

    Recent Posts

    • Сценарий праздника посвященного 8 Марта_18831
    • Сценарий праздника посвященного 8 марта_19552
    • Сценарий праздника посвященного 8 Марта Милая мамочка
    • Сценарий праздника посвященного 8 Марта
    • Сценарий праздника посвящённого Дню матери_18728

    Archives

    • Март 2014

    Meta

    • Войти

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика
Powered by