Задачи семейного воспитания.

Петр Федорович Каптерев (1849–1922 г.) — философ, педагог, историк педагогики, психолог. Разрабатывая проблему целеполагания в педагогическом процессе, он считал то, что главную роль играют не наследственность, не развитие врождённых свойств ребёнка: педагог имеет дело «не просто с развитием сил, а с их совершенствованием, в котором развитие играет роль подчинённого момента». В основе педагогического процесса лежат саморазвитие и самообразование, что и составляет его сущностную (внутреннюю) сторону: «Ребёнок всему учится сам, а если взрослые помогают в этом детям, то помощь их ничтожна по сравнению с тем, что дети делают сами. В духовном отношении они такие саморазвивающиеся существа, как и в физическом». Поэтому целью воспитания, по его определению, является «совершенствование всех сил и возможностей человека». В то же время, он рассматривал наследственность как определяющий фактор не только физического, но и психического развития человека: «Нельзя по своей воле сделаться умным, или красивым, или сильным, или добрым».

Ведущей идеей его педагогики была идея саморазвития и самосовершенствования на основе самодеятельности. Она важна, прежде всего, «не по её приложимости к жизни, а потому, что она отвечает сущности педагогического процесса – творческому саморазвитию». Индивидуальность и своеобразие каждой личности «выявляется в свободном саморазвитии». Настоящий педагогический процесс «в одно и то же время и свободен и необходим, потому что есть процесс саморазвития». Самодеятельность в нём – «неизбежное явление». Развитие и усовершенствование личности сливаются в один поток. Начало всему этому – естественное и разностороннее самообучение. Усовершенствование предполагает «развитие ценных свойств и подавление, заглушение ими недостатков». П.Ф. Каптерев убедительно доказывал: нельзя совершенствовать, подавляя саморазвитие – «основу и сущность всего воспитания». Оставаясь «в известных пределах служителем саморазвития организма, педагог вынужден взять на себя другую, труднейшую задачу – усовершенствование личности, должен сделать её лучше, краше, гармоничнее». Идея саморазвития с учётом индивидуальной наследственности человека составляет общее для всех крупных трудов педагога. Педагог открывал потребность ребёнка в замечательных свойствах человека – дружбе и товариществе, но при этом не терял из виду одну из ведущих проблем педагогики – развитие индивидуальности и самодеятельности. Он пишет: нужно питать к себе самоуважение «и никому не позволять унижать себя, ограничивать свои права, распоряжаться собой». Для этого ребенку необходимо «привыкнуть к бережному отношению со своей личностью в семье. А для этого семья должна быть построена на принципах свободы и уважения всех членов семьи». Таким образом, педагог утверждал принцип «уважения личности ребёнка», неразрывно связанный со свободой(и правом), как общепедагогический. Этим самым Пётр Фёдорович утверждал и существенным образом развивал гуманистическую традицию в отечественной педагогике, в её самой могущественной и фундаментальной отрасли – образовании

Детским играм принадлежит «выдающаяся роль» во всестороннем развитии ребёнка-дошкольника. Игра есть «преддверие жизни», выражение «самостоятельной деятельности организма». Её необходимо соединять «со всей жизнью и деятельностью детей». Игра есть верный показатель детской силы, энергии и здоровья. Игры, занятия и работы должны следовать «одни за другими, не вытесняя и не сменяя одни других, но постепенно прибавляя одни к другим». Источник игр лежит «глубоко в природе человека». У нормальных детей связь между мыслью движением и игрой – его всесторонним развитии — самая живая и тесная. Дитя не может мыслить без движений и игры. Игра не должна превращаться только в развлечение.

В жизни есть много тяжёлого и печального. Поэтому не должно быть «изнеживающего воспитания». В семейную обстановку следует

ввести «простоту и даже суровость» (всё должно быть «чуждо изысканности, роскоши, изнеженности»). Вся обстановка дитяти должна отличаться простотой. Роскошь обстановки не содействует, а препятствует правильному развитию дитяти: у него должно быть только

необходимое. Детей нельзя устранять «насильственно и искусственно от переживаний неприятных состояний элементарного характера». Их следует готовить к жизненной борьбе, следовательно, они должны изучать «науку жизни». Всё это связано с нравственным закаливанием детей. Его необходимо рассматривать не в тесном смысле, «только в области нравственных чувствований, но закаливание в широком смысле душевной деятельности вообще». В детях необходимо всеми силами и средствами «развивать энергию и упругость сил, стойкость характера и выдержку».

Родителям необходимо приучать детей «терпеливо и мужественно переносить разного рода лишения», физически и духов-

но закалять их «ввиду разных превратностей судьбы». О«нравственном закаливании не говорят, — отмечал педагог, — а между тем побуждений к нему не только не меньше, а, вероятно, больше, чем к физическому».

По существу, П.Ф. Каптерев говорил о воспитании и закаливании воли ребёнка. Система «закаливания связывает воедино развитие

воли, характера, ума и тела». Неприятные чувствования – «необходимый составной элемент жизни», на них и следует «учить дитя переживать страдания, переносить неприятности». Твёрдый характер и воля должны объединяться с нравственными принципами.

Главное условие – всё сообразовывать «с возрастом дитяти, с детскими силами, с детским пониманием» конкретного ребёнка. Система нравственного закаливания по П.Ф. Каптереву предполагает два компо-нента – стандартный и деятельный. Первый предусматривает знакомство ребёнка со всякого рода опасностями и неприятностями которые встречаются человеку в его жизни, последствиями его неправильных действий. Второй – включение в жизнь семьи и това-

рищей, в совместную деятельность с ними, что позволяет постепенно и в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка приобщать его к реальным жизненным проблемам и формировать у него личный опыт их решения. Нравственное закаливание, по П.Ф. Каптереву, это соединение воспитания воли с формированием нравственных убеждений, поставленных на службу обществу. Семья, имеющая в виду воспитать «деятельного гражданина», «должна живо интересоваться гражданскими, т.е. общественными вопросами и делами». Они должны обсуждаться в семье в присутствии детей. Это будет воспитывать у них «понемногу нерасположение к порядку жизни, основанному на насилии, на угнетении». Их следует воспитывать в духе терпимости, прививать им основы «благоустройства человеческого общежития». Эта «прививка гражданственности» будет происходить постепенно, но «зато тем вернее и_ прочнее».

Центральной задачей воспитания семья должна ставить формирование и развитие «общественно-нравственного сознания». Главнейшей задачей выступает воспитание, а не обучение ребенка. Это полностью относится и к школе: «предметы – только средства, цель – личность, именно её развитие». Важнейшую роль в «содействии образованию человека-гражданина, влияния «на склад гражданского настроения у детей» оказывает мать. Общество должно обратить особое внимание на «образование матери-воспитательницы». Впервые в отечественной педагогической практике П.Ф. Каптерев говорил о необходимости знакомства матери с основами методики семейного воспитания, а «именно с основами и принципами методов (обучения), но не с частностями». Важнейшим фактором семейного воспитания П.Ф.Каптерев определял подражательность ребёнка, считая её «громадной формирующей и направляющей силой как в физическом, так и в духовном отношении». Её следует соединять с развитием творчества ребёнка. Важнейшим условием развития личности ребёнка он называл, прежде всего, «доверие и уважение к детской личности». Воспитание гуманистической личности и достойного гражданина в семье невозможно без принципов свободы и уважения личности ребёнка и всех его окружающих. К детям, «даже самым маленьким, следует относиться с осмотрительностью, бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать права их». Родители обязаны воспитывать ребёнка, способствовать выбору профессии. Решающее значение в этом важнейшем вопросе «должна иметь не воля роди-телей, а склонность детей». Среди основных задач воспитания П.Ф.Каптерев определял главнейшими укрепление тела, развитие выносливости и мужества, приучение к труду, к правдивости, к осмысленному отношению ко всему окружающему, воспитание хорошего гражданина, а не поспешное обучение чтению, письму, иностранным языкам и всякой книжной мудрости. Дело человека в

его физической и духовной силе, а не в том, что он болтает на двух иностранных языка и обременил свою память массой книжных и малонужных знаний Человек не из одного ума состоит, и ум в человеке не есть самое главное и самое первое Крепкий характер, энергичность, воля , настойчивость и выдержка – такие силы, которые сами по себе очень часто дают преобладание и первенство обладателю их над представителями ума и теоретических знаний. Главнейшие педагогические задачи — воспитательные и первые среди них – нравственные: «Нет более верного признака культурности, как уважение личности другого». Приоритет нравственного компонента в воспитании педагог объясняет тем, что нравственность деятельна, заключается в труде для других выражает общественную направленность личности. Им был определён комплекс задач семейного обучения:

1. самое важное и значительное – общее умственное развитие ребенка, без чего нельзя сделаться умным и образованным человеком;

2. не менее важное и находящееся в неразрывной связи с первым– «приобретение сведений об окружающем мире». Сюда же следует отнести и «приучение к свободному владению родным языком»;

3. обучение грамоте, счету, иностранным языкам и пр.;

4. со времени начала школьного обучения ряд занятий имеет отчасти восполняющих школьные, отчасти имеющих самостоятельно значение.

Речь идёт о семейном обучении, поэтому воспитательный аспект не присутствует так ярко. Однако преимущественное изучение и свободное владение родным языком ставится педагогом в число приоритетных задач, что сразу решает и комплекс воспитательных задач в процессе обучения. Всестороннее развитие человеческих качеств и детского ума – вот что составляет задачу семейного обучения, а не подготовка к школе.

Основным принципом семейного обучения «должна быть индиви-дуализация». Этот же подход он кладёт в основу и школьной жизни: Достигать единства школы искусственным подавлением естественных различий детей – «дело неудобное и неполезное для развития ». Если родители хотят воспитать ребенка борцом, то, прежде всего, следует воспитывать его физически сильным, ловким и мужественным. Для этого его нужно закаливать, больше проводить с ним игр и занятий на свежем воздухе, дать ребёнку «возможную возрасту свободу».

Единственный путь воспитания борца за человечность и культуру есть строгая справедливость и законосообразность в действиях. Прежде всего, семейный порядок и уклад жизни должны быть такими, которые не дают никому преимущества и имеют в виду «интересы всех членов семьи».В таком порядке жизни будет заключаться

«общественно — законодательная мудрость семьи». Таким путем разумная семья «может в должной мере развивать в детях чувство за-конности и сознание необходимости твердого порядка всюду, в каждом самом маленьком обществе, в каждом самом отдаленном уголке общественной жизни». Дети с ранних лет должны проникнуться убеждением, «что без твёрдого порядка и закона невозможно жить». Каждая разумная семья может в «достаточной степени развивать в детях чувство законности и сознания необходимости твёрдого порядка всюду». Родителям следует не подчинять, а руководить воспитанием и развитием детей. Родительские разум и воля должны быть «не чем-то чуждым дитяти, посторонним, а внутреннею сущностью самого же дитяти, они должны сливаться с ходом его душевной жизни и развития, составлять одно целое с ним, а не быть какой-либо препоной, каким-то сторонним телом». При таком условии со стороны ребёнка не будет капризов, непослушания, злой воли. Ибо при этом не будет «подавления личности дитяти личностью взрослого». Педагогики

П.Ф. Каптеревым были заложены основы теории и методики семейного воспитания: цель – всестороннее развитие ребенка, воспитание человека–гражданина; «систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в мере её сил и сообразно социальному идеалу». Идеи — саморазвития и самосовершентвование непрерывности воспитания и др. ;принципы – природо, культуро и законсообразности; единства прав и ответственности всех членов семьи; воспитывающего обучения, самоуправления и др.; методы – пример (прежде всего — родителей), убеждение, беседа, поощрения и наказания (запрет физических наказаний) и др. Уважение личности ребёнка выступает в ней системообразующим принципом.