Интегрированное занятие для детей подготовительной группы

«Путешествие на выставку картин»

( январь).

Задачи:

Музыкальные.

Познавательные.

Развивать способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатлёнными в произведениях искусства.

Знакомство с историей создания цикла музыкальных произведений М. П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Знакомство с взаимодействием различных видов искусства.

Развитие художественно-ассоциативного мышления.

Знакомство с поведением людей в общественных местах: выставках, театрах.

Предварительная работа:

Слушание и анализ музыкальных произведений.

Материал:

Жетончики из картона с номерами по количеству детей, диск с произведениями М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», иллюстрации к произведениям Мусоргского.

Ход занятия.

Дети входят в музыкальный зал, здороваются.

Муз. рук.:

— Сегодня я хочу познакомить вас с циклом музыкальных произведений великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки». Мусоргский посетил выставку картин своего друга — художника-декоратора и так был поражён его творчеством, что захотел воплотить увиденные образы в музыке.

Так появился цикл музыкальных произведений «Картинки с выставки». Прежде чем познакомиться с музыкальными произведениями композитора, я предлагаю вам отправиться на выставку картин. Итак, мы отправляемся на выставку. Но нам надо запомнить несколько условий.

1-е – на выставку нельзя заходить в верхней тёплой одежде, поэтому мы с вами «сдадим» наши вещи в гардероб, а в замен получим жетончики с номерами. Их надо сохранить до конца нашего путешествия, чтобы потом опять обменять на свои вещи.

2-е – на выставке нельзя громко разговаривать, так как вы можете помешать другим людям любоваться произведениями искусств. Я же сегодня буду вашим гидом, т. е. человеком, который сопровождает группу людей на выставках и экскурсиях и объясняет им всё увиденное и услышанное.

Ну что ж, запомнили основные правила поведения? Тогда в путь!

( Дети имитируют сдачу вещей в гардероб, получают жетончики с номерами, проходят к стене, где висят иллюстрации картин).

— Посмотрите внимательно, перед вами первая картина. Скажите, что на ней изображено? ( изображён старый замок).

— Давайте послушаем пьеску, которая тоже называется «Старый замок». ( Дети слушают пьеску, определяют её характер, сопоставляют его с увиденной картинкой, домысливают, что же может происходить с замком.)

— А теперь мы пройдём к другой картине. Что же на ней изображено? (- Баба-Яга).

— действительно, это сказочная Баба-Яга. Давайте вспомним, в каких сказках она присутствует. ( Дети называют сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич»)

— Баба-Яга в сказках всё время разная. В одной «Гуси-лебеди» — она злая, и готова съесть Иванушку. В другой- «Василиса Прекрасная» — она немного добрая. Она приглашает в свою избушку Ивана-царевича, кормит его, поит и, даже помогает найти дорогу в царство Кащея Бессмертного. Давайте мы с вами послушаем пьеску Мусоргского «Баба-Яга» и определим, какую же Бабу-Ягу изобразил в своей музыке композитор?

( Дети слушают музыкальное произведение, определяют его характер). Музыкальный руководитель предлагает послушать, как поэты изображают Бабу-Ягу.

Что это грохнуло?

Что засвистело?

Баба-Яга над землёй пролетела.

Ветром прогнулись сосен верхушки,

Спрятались в норах лесные зверушки

Сучья трещат, громкий свист раздаётся.

Баба-Яга гад полями несётся.

В ступе с метлой на таинственный слёт –

Леших, кикимор из ближних болот.

Вот какая она – Баба-Яга!

— А я предлагаю вам пройти к следующей картине. Давайте посмотрим, что на ней нарисовано? ( рассматривают картинку). На этой картинке художник изобразил человека в яичной скорлупе. Это иллюстрация костюма невылупившегося птенца. Музыка, которую написал Мусоргский к этой картинке так и называется «Балет невылупившихся птенцов». Давайте её послушаем. ( дети слушают пьеску, определяют её характер, высказываются о характере мелодической линии).

— Да, музыка отрывистая, прерывистая, изображает птенцов, которые трясут своими лапками, пытаясь освободиться от скорлупок. Давайте попробуем под музыку изобразить этих птенцов. ( дети исполняют импровизационный танец).

— Молодцы, у вас это здорово получилось!

— А вот и последняя картина на нашей маленькой выставке. Что же на ней изображено?

— Это повозка, запряжённая буйволами. Повозка тяжёлая, еле двигается. Пьеска, которую написал к этой картинке Мусоргский называется «Быдло». Быдло – это животные, которых используют для перевозки тяжёлых грузов. Если вы внимательно послушаете пьеску, то услышите, что музыка не только изображает быков и их груз, но и изображает движение. Сначала музыка звучит тихо, как — будто повозка показалась издалека, потом – всё громче и громче. И вот уже тяжёлая повозка, громыхая деревянными колёсами, медленно движется мимо нас. Музыка становится тише – это повозка удаляется. ( дети слушают пьеску)

— Вот мы и побывали с вами на выставке картин и познакомились с циклом пьес великого композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки».

Это лишь часть произведений из этого цикла. Но мы с вами ещё познакомимся с остальными его произведениями. А сейчас давайте вспомним, какие картины мы смотрели и как назывались произведения , сочинённые к ним. (дети называют картины и пьески).

А теперь нам пора домой. Давайте пройдём в «гардероб» и получим свои вещи. Дети имитируют сдачу жетончиков в гардероб, взамен жетончиков им раздают конфеты. Дети прощаются и уходят в группу.