Тема занятия: “Дифференциация звуков [С] – [З] в словах, словосочетаниях и предложениях”

Цели занятия:

Различение звуков [C] – [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Развитие фонематического слуха, слухового внимания, речевого дыхания, голоса.

Обогащение и активизация словарного запаса.

Развитие психических процессов: памяти, внимания, пространственной ориентировки.

Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.

Развитие образного воображения, мышления.

Развитие общей координации движений.

Воспитание любви к природе.

Оборудование:

Карточки с буквами С, З (индивидуальные), мяч, карточки-задания (индивидуальные), таблицы для чтения, индивидуальные карточки-задания с пропущенными буквами (словосочетания, предложения), предметные картинки, сюжетные картинки по теме “Зима” (индивидуальные), таблица с буквами С, З (выложены из крупы и зафиксированы клеем), аудиозапись зимнего ветра, пения синиц.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Комплекс дыхательных упражнений и упражнений на координацию движений: “Ракета” (глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание), “Трубочка” (одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны), “Ножницы”. (Дети встают в круг.)

2. Характеристика звуков.

Логопед загадывает загадки.

– На дорогу, поле, лес, звезды падали с небес,

Собирал я их ребята, целый день большой лопатой. (Снег)

– Хоть сама и снег, и лед, а уходит – слезы льет. (Зима)

– Какие первые звуки в отгадках?

– Как они произносятся?

Уточнить положение язычка, губ, зубов.

Характеристику звуков дают дети. (Звуки согласные, парные, С-глухой, З-звонкий; звуки могут быть мягкими и твердыми).

3. Закрепление правильного написания букв С, З.

– Чтобы уточнить, как пишутся эти буквы, вспомним их направление.

З – налево, С – направо, словно в ссоре эта пара (на партах карточки с буквами).

– Вам необходимо с закрытыми глазами, на ощупь, найти на таблице правильно написанные буквы (буквы выложены из крупы).

– К таблице выходим по одному, а остальные ребята проверяют, правильно ли вы нашли буквы.

4. Игра “Поймай звук”.

Логопед называет слова со звуками С, З. Дети составляют слово с тем звуком, который они услышали в слове (игра с мячом).

5. Работа на внимание.

– Послушайте внимательно слова:

Санки, Дед Мороз, синица, зубы, морозец, снегопад, сосулька, заморозки.

– Какое слово лишнее? Почему? (зубы)

– Остальные слова относятся к теме “Зима”.

– Что общего в написании этих слов? Во всех словах есть звуки, с которыми мы работаем.

6. Выдели звуки и составь слово.

– Чтобы узнать, какие еще слова относятся к зимней теме, нам нужно будет выполнить следующее задание. У каждого из вас на столе лежит карточка с предметными картинками, под каждой картинкой цифры. Сколько цифр, столько и букв в этом слове. Та буква, которая находится под выделенной цифрой, вам и нужна. Подсчитав, какая буква пишется в этом слове под этой цифрой, вы запишете ее или запомните. Соединив полученные буквы, вы получите новое слово.

У нас получились слова: воздух, снежинки, мороз, сосулька, узоры, сугроб.

7. Грамматическое задание.

– Теперь подберем к этим словам слова-признаки.

Те признаки, которые мы не смогли вспомнить, прочитаем с доски:

Воздух – морозный, холодный, сухой, зимнийСнежинки – мохнатые, пушистые, кружевные, звездныеМороз – трескучий, сердитый, суровыйСосулька – блестящая, гладкая, прозрачнаяУзоры – снежные, замысловатые, серебристыеСугроб – высокий, снежный, волнистый

8. Физминутка “Снежинки” (речь с движениями)

Кружатся снежинки в воздухе морозном.Падают на землю кружевные звезды.Вот одна упала на мою ладошку,Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.Сегодня из снежного мокрого комаМы снежную бабу лепили у дома.Стоит эта баба у самых ворот –Никто не проедет, никто не пройдет.

– Вспомните слова со звуками С и З, которые встречаются в физминутке. Сделайте схему предложений, определив в каких словах пишутся буквы С, З (схемы дети пишут на доске).

9. Пальчиковая гимнастика

“Калитка” (пальцы переплетены и сжаты), “Забор” (ладони соединены кончиками пальцев в стык, большие подняты вверх; пальцы двигаются “от себя” и “на себя”).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

10. Чтение словосочетаний, составление предложений.

– На карточках даны словосочетания с пропущенными буквами. Вам необходимо прочитать эти словосочетания, назвав вставленный звук (параллельно дети показывают карточки с буквами). Используя эти словосочетания, составьте одно предложение по сюжетной картинке (индивидуальные картины по теме “Зима”), затем составьте к нему схему и определите в каких словах напишите буквы С, З (схема предложения записывается в тетрадь).

..веркающий инейЗимняя ..пячкаВе..елый праздникДетские ..абавыБле..тящий ледСка..очный лесЗа..неженные дорожкиЗаиндевелые ку..тыПуши..тая лисаЗапа..ливая белкаБело..нежный коверКра..ногрудые снегири..имующие птицы

11. Релаксация.

Логопед включает аудиозапись (звуки зимнего ветра, пение синиц).

– Что вы представляете, когда слышите эти звуки?

12. Чтение текста.

– Прочитав текст, мы узнаем, как живется птицам зимой (текст на индивидуальных карточках).

Задание: вставить пропущенные буквы С-З, прочитать вслух, озаглавить, записать текст в тетрадь.

Дети читают текст по цепочке, называют звук и показывают букву (на карточке), которую вставили в слово.

На..тупила суровая ..има.

В ..имнюю пору птицам приходится о..обенно трудно. Трудно до..тать пищу под глубоким ..негом.

..ина и ..лава решили помочь пернатым дру..ьям. Они сма..терили кормушки и разве..или их в ле..у . Слетели..ь синицы и ..негири. Они стали клевать крошки хлеба, ку..очки сала, семена арбу..ов.

Птицы – наши дру..ья. Помоги птицам и ты!

13. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?– Чем они похожи?– Чем они отличаются?