МОУ «Кинель – Черкасская СОШ №3»

«Образовательный центр»

Первомайский филиал

Внеклассное мероприятие

«Звуки и краски
весны».

2009 год

Подготовила учитель начальных классов

Беляева Светлана Александровна

Цель мероприятия:

Расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас детей;

Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстами, обучая учащихся выразительному и плавному чтению;

Формировать умение работать самостоятельно и в парах;

Воспитывать уважение к окружающему миру;

Оборудование:

Выставка книг писателей и поэтов о родной природе, выставка рисунков.

Ход мероприятия:

Я хотела бы прочитать вам загадку. Вы внимательно послушайте и скажите, о каком времени года в ней говорится?

Пришла, улыбнулась-

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась.

Растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора».

( Весна).

-Какие изменения происходят в природе весной?

-О весенних изменениях в природе вы узнаете из стихотворения Франтишека Галоса «Сколько дел у весны».

1. Разморозить землю нужно.

Чтоб могла взойти трава.

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

2. Точно к сроку, но не наспех

Выбрать музыку для птиц.

И поднять лентяев на смех,

Нахватавших единиц.

3. На зелёной ножке тонкой

Укрепить бутон цветка.

Обойти луга с гребёнкой

Птиц вернуть издалека.

4. Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра.

И тепло в лесные норки

Принести давно пора!

— Видите сколько дел у весны! И всё надо успеть сделать в короткий срок.

Открыв следующую страницу « Весна в народном календаре», вы узнаете о народных приметах, ведь в природе ничто не делается просто так. С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы. Необходимость в таких наблюдениях диктовалась повседневными хозяйственными нуждами.

— Какие вы знаете приметы, связанные с весной?

5. У природы и у людей разные календари. Для метеорологов весна начинается 1 марта, у астрономов – со дня весеннего равноденствия 21-22 марта. Ботаники считают, что весна начинается с сокодвижения у деревьев, зоологи – со дня прилёта грачей.

6. Но есть примета, которая указывает на начало весны. Это появление на пригорках первых проталин. Появились проталины – ждите прилёта птиц.

Долгожданная весна! После суровых и хмурых зимних дней тёплое солнце разбудило заспавшуюся природу. Многое зависит от хода весны: и начало полевых работ, и будущий урожай. Вот и примечали наши деды и прадеды предвестников весны. Про весну говорили: (дети читают по очереди )

Рано затает – долго не растает.

-Ранняя весна ничего не стоит.

— Длинные сосульки – к долгой весне.

— Коли грачи прилетели прямо на гнёзда – дружная весна.

— Грач на горе – весна во дворе.

Увидел грача – весну встречай.

— Правильно, молодцы! Хорошо подготовили материал. Да, русский народ наблюдателен. Он бережливо хранит собранные поколениями приметы и наблюдения. Даже названия месяцев не случайны.

О происхождении названий мы узнаем на третьей странице «Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит и поёт».

7. В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц так и назвали.

А вот Виталий Бианки в своей «Лесной газете» назвал первый месяц весны – месяц пробуждения. С 21 марта по 20 апреля Солнце вступает в знак Овна.

21 марта – день весеннего равноденствия, — день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.

Март – по-народному – парник, капельник. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. Знать по цвету, что дело идет к лету. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них. В садах звенят радостные бубенчики синиц. У весны порядок строгий – первым делом она освобождает землю – делает проталинки.

8. Родина слова апрель – Древний Рим. Оно означает — тёплый, солнечный. Апрель – снегогон, растопил снега.

Месяц возвращения птиц на Родину – так назван второй месяц весны в «Лесной газете». С 21 апреля по 20 мая Солнце вступает в знак Тельца.

В этом месяце с гор вода, рыба со стану. Весна, высвободив из-под снега землю, выполняет своё второе дело: освобождает из-подо льда воду. Ручейки талого снега тайно сбежали в реки, вода поднялась и сбросила с себя ледяной гнёт.

Напоенная вешней водой, тёплыми дождями земля надевает зелёное платье. А лес всё ещё спит голый, — ждёт своей очереди, когда им займётся весна. Но уже наливаются почки, расцветают первые весенние цветы.

9. Название пятого месяца года – май. Оно произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

В «Лесной газете» — это месяц песен и плясок. С 21 мая по 20 июня Солнце вступает в знак Близнецов.

Месяц май – пой да гуляй! Вот когда весна всерьёз принялась за своё третье дело: начала одевать лес.

Победа, полная победа солнца – света и его тепла – над стужей и мраком зимы. Всё поёт, и играет, и пляшет. Победа, полная победа солнца – света и его тепла – над стужей и мраком зимы. Всё поёт, и играет, и пляшет.

Четвёртая страничка нашего журнала посвящена вашему творчеству и называется она «Проба пера».

Произнесите слово «весна» торжественно, ласково, загадочно.

— А теперь каждый из вас может записать в одну колонку несколько существительных, которые пришли на ум, когда вы произносили это слово.( дети записывают )

— Все, кто желает, могут прочитать свои слова. Если вам, ребята, понравится какое – то слово, можете его дописать на своём листке.

(Дети читают свои слова, дописывают понравившиеся. Учитель читает свои слова последним).

— А теперь давайте вспомним, какие слова придают нашей речи точность, выразительность, делают нашу речь богатой и красивой?

(прилагательные)

— Подберите к каждому имени существительному, записанному в первой колонке, подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите их во вторую колонку.

-Давайте прочитаем найденные слова.

А теперь сядьте свободно, вытяните ноги, опустите руки, закройте глаза. Послушайте небольшой отрывок из произведения Н.В.Гоголя и мысленно понаблюдайте за действиями весны: «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду… Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. Что яркости в зелени! Что света в воздухе! Что птичьего крику в лугах!»

Теперь откройте глаза, сядьте правильно и запишите те действия весны, которые вы представили, в третью колонку.

После выполнения задания – коллективная проверка. (Ученики читают свои слова, дописывают понравившиеся.)

— Посмотрите на свои листы. Как много красивых слов мы нашли, какой богатый словарик у вас получился!

Сейчас, ребята, наступает самый таинственный момент нашего занятия. Пользуясь составленным словариком, вы попробуйте сами создать свое произведение о весне. Прислушайтесь к своим мыслям, чувствам. Что вам по душе? Может быть, у вас сегодня получится стихотворение, или сказка, или загадка? А может быть, рассказ? Запишите свое произведение на отдельный лист. Итак, «Проба пера!»

( Тихо звучит музыка. Дети пишут.)

Кто желает прочитать вслух своё произведение?

( зачитывают свои сочинения )

— Итак, мы с вами побывали в роли писателей. Понравилось ли вам писать свои собственные произведения?

Пятая страничка у нас тоже творческая и называется «Весенняя полянка»